🦒
System Analyst | Knowledge base
  • Введение
  • Soft skills
    • 📍Продукт
      • Роли в IT продукте
        • Системный аналитик (SA)
        • Бизнес-аналитик (BA)
        • SA vs BA
        • 📎Другие аналитики
      • Жизненный цикл продукта
      • Методологии разработки
        • Waterfall
        • Agile
          • Scrum
          • Kanban
      • 📎Целеполагание
        • SMART
        • Матрица Эйзенхауэра
        • RICE
        • 🔒HADI
    • 📍Требования
      • Классификация требований
        • Уровень: Бизнес
        • Уровень: Пользователь
          • Use case
          • User story
          • 📎Job story
        • Уровень: Продукт
          • Функциональные требования
          • Нефункциональные требования
      • Качества требований
      • Методы сбора требований
      • Техническое задание (ТЗ)
  • Hard skills
    • 📍Базы данных
      • Реляционные
        • Транзакции
          • 🔒CAP
        • Нормальные формы
        • SQL
          • DML
          • DDL/DCL/TCL
          • 📎Представления VIEW
        • Констрейты
        • 📎Типы данных
        • 🔒Middle+
          • Особенности работы с конкертными реляционными БД
      • Нереляционные
        • Примеры использования
        • 🔒Middle+
          • Колоночные
            • Сlickhouse
          • Ключ-значение
          • Матричные
          • Документо-ориентированные
          • Графовые
            • JanusGraph | Neo4j etc
      • Масштабирование БД
      • Оптимизация БД
        • 📎Типы индексов
        • 📎Уникальные индексы
        • 🔒Анатомия плана запроса
      • 📎Какую СУБД выбрать
      • 📎Хранение и анализ данных
        • ETL
        • DWH
          • DWH vs Data Lake vs Data Mart
        • OLAP
          • OLAP vs OLTP
        • BI-аналитика
    • 📍Интеграции
      • Форматы данных
        • JSON + JSON Schema
          • 🔒AVRO
        • JSON vs XML
      • Виды интеграций
        • Синхронное взаимодействие
          • REST
            • RESTful принципы
              • Отсутствие состояния (Авторизация)
                • 🔒OAuth / OpenID Connect
              • Кеширование
              • Единообразие интерфейса (CRUD)
                • Запрос/ответ
              • 🔒Cтепень зрелости REST API
            • Проектирование API
            • 📎Асинхронный REST
          • SOAP
            • XSD
            • WSDL
          • REST vs SOAP
        • Асинхронное взаимодействие
          • Kafka
          • RabbitMQ
          • Kafka vs RabbitMQ
          • ESB
          • gRPC
            • Правила proto-контракта
            • Protobuf vs JSON
            • Сравнительная таблица
          • Другое
          • 🔒WebSocket API
        • Sync vs Async
      • 🔒Middle+
        • Stateful vs Stateless
        • Apache Flink
        • оркестрация и хореография
    • 📍Проектирование
      • Архитектура
        • Монолит
        • Микросервисы
          • Паттерны реализации
        • Монолит vs Микросервисы
        • 🔒Middle+
          • Бессерверная
          • Сервис-ориентированная (SOA)
          • Другое
      • Нотации и диаграммы
        • UML
          • Диаграмма классов
          • Диаграмма последовательности
            • Фреймы
          • Диаграмма прецедентов (use case)
          • 🔒Middle+
            • Диаграмма деятельности/активности
            • Диаграмма состояний
        • BPMN
          • Основные элементы
        • BPMN vs UML
        • ERD
        • 📎IDEF0
      • Прототипирование
        • Figma vs Axure
      • Мониторинг
        • Логирование
        • Метрики
        • Алерты
        • 🔒Инструменты
          • Grafana
          • Prometheus
          • ELK
            • Elasticsearch
            • Logstash
            • Kibana
      • 🔐Системный дизайн
    • 📎DevOps for SA
      • Основы сетей
        • OSI
        • TCP/IP
        • HTTP
        • DNS
      • Git (VCS)
        • GitHub vs GitLab
      • Развертывание приложений
        • CI/CD
        • 🔒Middle+
          • Виртуализация/контеризация
            • ✍️Docker
            • Kubernetes
              • ✍️Openshift
      • Cloud Native
        • Сервисы облачных вычислений
        • Cloud-native app vs Traditional app
      • Командная строка
    • 📎QA for SA
      • Postman | Insomnia
      • Swagger
      • Верификация vs Валидация
      • Идентификация/Аутентификация/Авторизация
    • 📎PM for SA
      • Метрики
        • Метрики привлечения
        • Метрики вовлечённости
          • ARPU
          • LTV
          • NPV
          • ROI
          • NPS
      • Прокси метрики
      • Дерево метрик
      • Фреймворки
      • Юнит-экономика
      • Модель Кано
  • Другое
    • Литература
    • Советы по составлению резюме
    • Общие вопросы на собеседовании
    • Вопросы которые надо задать интервьюеру
  • Контакты
Powered by GitBook
On this page
  • Репозиторий (git repository)
  • Бранч (git branch)
  • Клонирование (git clone)
  • Смёржить (git merge)
  • Коммит (git commit)
  • Пуш и пулл (git push, git pull)
  • Последовательность действий

Was this helpful?

  1. Hard skills
  2. DevOps for SA

Git (VCS)

PreviousDNSNextGitHub vs GitLab

Last updated 1 year ago

Was this helpful?

Система управления версиями (Version control system, VCS) — программа, позволяющая сохранять состояние файлов (те самые версии), возвращаться к ранее сохраненному состоянию, сохранять последовательность изменений внесенных в файлы, отменять или заново применять эти изменения, отслеживать авторство изменений.

Git — это самая популярная система контроля версий. Гит позволяет смотреть историю изменений файлов, кто какие дополнения и когда вносил, как развивался проект, кто что в него добавлял и почему.

GitHub — это сайт-хранилище для историй версий проектов: вы подключаете Git, регистрируетесь на GitHub, создаёте онлайн-репозиторий и переносите файлы с Git на GitHub

Репозиторий (git repository)

Гит-репозиторий — это облачное хранение вашего проекта на сервере. Например, на сервере GitHub, GitLab, Bitbucket. У каждого программиста может быть сколько угодно репозиториев, по одному на каждый проект.

Бранч (git branch)

Бранч — это ветка или копия проекта, в которую можно вносить любые изменения и они не повлияют на основной проект.

В гит-репозитории всегда есть как минимум один бранч, который называется master. Если не создавать других веток, то все изменения будут сразу идти в главную ветку проекта. Для очень маленьких или учебных проектов это терпимо, но в любом коммерческом коде поступают иначе: создают ветки.

Итак, чаще всего ветки используются в следующих случаях.

  1. Ветки нужны, чтобы несколько программистов могли вести работу над одним и тем же проектом или даже файлом одновременно, при этом не мешая друг другу.

  2. Кроме того, ветки используются для тестирования экспериментальных функций: чтобы не повредить основному проекту, создается новая ветка специально для экспериментов. Если эксперимент удался, изменения с экспериментальной ветки переносятся на основную, если нет – новая ветка попросту удаляется, а проект остается нетронутым.

  3. Помимо прочего, ветки можно использовать для разных выходящих параллельно релизов одного проекта.

Клонирование (git clone)

Клонирование — это когда вы копируете репозиторий себе на жёсткий диск. Это нужно, чтобы начать в нём что-то менять.

Чем это отличается от простого копирования: когда вы клонируете репозиторий, вместе с файлами вашего проекта вы также тянете всю историю версий, все ветки, всю историю работы. И если кто-то дальше будет вносить изменения в проект, благодаря этим данным вы сможете тоже их получить.

А если просто скопировать нужные файлы с чужого компьютера, то никаких историй и никаких связей не сохранится. Синхронизации не будет. Просто какие-то файлы.

Смёржить (git merge)

Смёржить (от англ. merge — объединять, совмещать) — это когда мы отправляем всё, что сделали в одной ветке, в другую. Весь новый код, исправления ошибок, дополнительные функции — всё это отправится в новую ветку. Если же мы что-то удалим в коде, то при объединении этот фрагмент тоже удалится из основной ветки.

Коммит (git commit)

Программировать только в облаке неудобно — проще скачать себе на компьютер весь проект и писать код на своей машине. Но чтобы правки увидели остальные, их нужно отправить обратно в репозиторий. Это и есть коммит.

Коммитить можно и один файл, и сразу несколько. Система сама найдёт, что изменилось в каждом файле, и добавит эти изменения в проект. Но все эти правки внесутся в репозиторий за один раз, потому что при коммите обрабатываются сразу все добавленные в список файлы.

Единственное требование к коммитам — указывать, что именно вы поменяли в проекте, человеческим языком. Хорошим тоном и правильным подходом считается писать, что именно вы изменили: «Добавил цвет и стили основной кнопки», «Убрали метод вызова старого API», «Сделали рефакторинг функции SetOutOfDate()». Это описание будут читать другие разработчики.

Пуш и пулл (git push, git pull)

Чтобы отправить данные из своего проекта на сервер, используют gut push. Для этого программист указывает имя ветки, в которую хочет отправить свой код, а сервер их принимает, проверяет и добавляет к себе.

Иногда бывает так, что сервер отказывается это сделать, потому что у программиста на компьютере была неактуальная ветка. За то время, пока он писал свои правки, другие программисты сделали несколько изменений, закоммитили их у себя и отправили на сервер. Получилось, что у одних эта ветка осталась свежей и актуальной, а у других она устарела. Чтобы не принимать запросы из устаревших веток, гитхаб просит сначала обновить данные у себя на комьютере с помощью git pull.

Пулл работает просто: он скачивает с сервера актуальную версию ветки и добавляет код оттуда вам на компьютер. Иногда этот код вступает в противоречие с тем, что уже успел сделать программист, и тогда возникает конфликт — нужно принять решение, какая версия одинакового кода останется в проекте, а что нужно будет убрать.

Отличия get commit и push request заключаются в следующем:

  1. Commit сохраняет изменения в локальном репозитории, а push отправляет изменения из локального репозитория в удаленный репозиторий.

  2. Commit создает контрольную точку в истории проекта, а push обновляет удаленный репозиторий последними изменениями.

  3. Для commit требуется сообщение фиксации (что именно было сделано) для описания внесенных изменений, в то время как для push не требуется никаких сообщений.

Последовательность действий

  1. Вы подключаетесь к репозиторию и клонируете его. (git clone)

  2. Делаете себе новую ветку. (git branch)

  3. Перед началом работы делаете пулл, чтобы забрать актуальную версию файлов. (pull request)

  4. Пилите в своей ветке то, что вам нужно.

  5. Когда работа сделана, вы её коммитите. (git commit)

  6. Чтобы отправить её другим ребятам, вы её пушите. (push request)

  7. Когда работу одобряют и перепроверяют, вашу ветку мержат (сливают, склеивают) с мастер-веткой. (merge)

  8. Пользователи счастливы, что вы добавили им новых возможностей.

Источники:

📎
GitHub vs GitLab
https://habr.com/ru/sandbox/156522/
https://thecode.media/git-2/
https://skillbox.ru/media/code/chto_takoe_git_obyasnyaem_na_skhemakh/
https://smartiqa.ru/courses/git/lesson-3
https://askanydifference.com/ru/difference-between-commit-and-push/
Последовательность действий с шагами 1-8