🦒
System Analyst | Knowledge base
  • Введение
  • Soft skills
    • 📍Продукт
      • Роли в IT продукте
        • Системный аналитик (SA)
        • Бизнес-аналитик (BA)
        • SA vs BA
        • 📎Другие аналитики
      • Жизненный цикл продукта
      • Методологии разработки
        • Waterfall
        • Agile
          • Scrum
          • Kanban
      • 📎Целеполагание
        • SMART
        • Матрица Эйзенхауэра
        • RICE
        • 🔒HADI
    • 📍Требования
      • Классификация требований
        • Уровень: Бизнес
        • Уровень: Пользователь
          • Use case
          • User story
          • 📎Job story
        • Уровень: Продукт
          • Функциональные требования
          • Нефункциональные требования
      • Качества требований
      • Методы сбора требований
      • Техническое задание (ТЗ)
  • Hard skills
    • 📍Базы данных
      • Реляционные
        • Транзакции
          • 🔒CAP
        • Нормальные формы
        • SQL
          • DML
          • DDL/DCL/TCL
          • 📎Представления VIEW
        • Констрейты
        • 📎Типы данных
        • 🔒Middle+
          • Особенности работы с конкертными реляционными БД
      • Нереляционные
        • Примеры использования
        • 🔒Middle+
          • Колоночные
            • Сlickhouse
          • Ключ-значение
          • Матричные
          • Документо-ориентированные
          • Графовые
            • JanusGraph | Neo4j etc
      • Масштабирование БД
      • Оптимизация БД
        • 📎Типы индексов
        • 📎Уникальные индексы
        • 🔒Анатомия плана запроса
      • 📎Какую СУБД выбрать
      • 📎Хранение и анализ данных
        • ETL
        • DWH
          • DWH vs Data Lake vs Data Mart
        • OLAP
          • OLAP vs OLTP
        • BI-аналитика
    • 📍Интеграции
      • Форматы данных
        • JSON + JSON Schema
          • 🔒AVRO
        • JSON vs XML
      • Виды интеграций
        • Синхронное взаимодействие
          • REST
            • RESTful принципы
              • Отсутствие состояния (Авторизация)
                • 🔒OAuth / OpenID Connect
              • Кеширование
              • Единообразие интерфейса (CRUD)
                • Запрос/ответ
              • 🔒Cтепень зрелости REST API
            • Проектирование API
            • 📎Асинхронный REST
          • SOAP
            • XSD
            • WSDL
          • REST vs SOAP
        • Асинхронное взаимодействие
          • Kafka
          • RabbitMQ
          • Kafka vs RabbitMQ
          • ESB
          • gRPC
            • Правила proto-контракта
            • Protobuf vs JSON
            • Сравнительная таблица
          • Другое
          • 🔒WebSocket API
        • Sync vs Async
      • 🔒Middle+
        • Stateful vs Stateless
        • Apache Flink
        • оркестрация и хореография
    • 📍Проектирование
      • Архитектура
        • Монолит
        • Микросервисы
          • Паттерны реализации
        • Монолит vs Микросервисы
        • 🔒Middle+
          • Бессерверная
          • Сервис-ориентированная (SOA)
          • Другое
      • Нотации и диаграммы
        • UML
          • Диаграмма классов
          • Диаграмма последовательности
            • Фреймы
          • Диаграмма прецедентов (use case)
          • 🔒Middle+
            • Диаграмма деятельности/активности
            • Диаграмма состояний
        • BPMN
          • Основные элементы
        • BPMN vs UML
        • ERD
        • 📎IDEF0
      • Прототипирование
        • Figma vs Axure
      • Мониторинг
        • Логирование
        • Метрики
        • Алерты
        • 🔒Инструменты
          • Grafana
          • Prometheus
          • ELK
            • Elasticsearch
            • Logstash
            • Kibana
      • 🔐Системный дизайн
    • 📎DevOps for SA
      • Основы сетей
        • OSI
        • TCP/IP
        • HTTP
        • DNS
      • Git (VCS)
        • GitHub vs GitLab
      • Развертывание приложений
        • CI/CD
        • 🔒Middle+
          • Виртуализация/контеризация
            • ✍️Docker
            • Kubernetes
              • ✍️Openshift
      • Cloud Native
        • Сервисы облачных вычислений
        • Cloud-native app vs Traditional app
      • Командная строка
    • 📎QA for SA
      • Postman | Insomnia
      • Swagger
      • Верификация vs Валидация
      • Идентификация/Аутентификация/Авторизация
    • 📎PM for SA
      • Метрики
        • Метрики привлечения
        • Метрики вовлечённости
          • ARPU
          • LTV
          • NPV
          • ROI
          • NPS
      • Прокси метрики
      • Дерево метрик
      • Фреймворки
      • Юнит-экономика
      • Модель Кано
  • Другое
    • Литература
    • Советы по составлению резюме
    • Общие вопросы на собеседовании
    • Вопросы которые надо задать интервьюеру
  • Контакты
Powered by GitBook
On this page
  • Виды распределенных архитектур
  • Файл-серверная
  • Клиент-серверная
  • Типы клиент-серверной архитектуры

Was this helpful?

  1. Hard skills
  2. Проектирование

Архитектура

Архитектура информационной системы – это концепция, которая определяет ее модель, структуру, выполняемые функции и взаимосвязь компонентов. В общем случае архитектура любой распределенной ИС состоит из клиентов – пользовательских устройств и более мощного сервера, к которому клиенты обращаются.

Архитектуру информационной системы (ИС) можно представить в виде следующих компонентов:

  • Frontend (Слой представления) — клиентская часть с графическим интерфейсом пользователя (GUI, Graphical User Interface), которая выполняет роль терминала — средства представления данных и отправки команд. Часто этот слой называют frontend.

  • Backend (Слой бизнес-логики), где происходит обработка команд, полученных от клиента и выполняются основные вычисления. Чаще всего это реализуется в виде серверного приложения (backend). Здесь же располагается система управления базой данных (СУБД) как надстройка над базой данной (БД), которая позволяет обратиться к данным и манипулировать ими.

  • БД (Слой доступа к данным), т.е. сама БД как хранилище данных в структурированном виде, что в конечном итоге на низком уровне сводится к файлам с записанными данными.

Виды распределенных архитектур

В зависимости от расположения компонентов 3-х слоев ИС на клиенте и сервере, различают следующие виды распределенных архитектур.

Файл-серверная

Файл-серверная – самая примитивная распределенная архитектура, когда слои представления и бизнес-логики находятся на клиенте, а также там реализуется часть вычислений, т.е. операторов по обработке данных. Сервер отвечает только за хранение и управление файлами. Это простое и дешевое с точки зрения реализации решение подходит только ИС, небольших по количеству пользователей, имеет низкую производительность и предполагает передачу по сети огромного объема данных.

Клиент-серверная

Клиент-серверная, которая делится на 2 подвида:

  • двузвенная – своего рода развитие файл-серверной версии. Она также обеспечивает многопользовательскую работу с данными, но имеет более высокую надежность, т.к. теперь на клиенте находится лишь слой представления и часть слоя бизнес-логики, такая как операторы обращения к СУБД. А другая часть манипулирования с данными, зашитая в СУБД, например, хранимые процедуры (объект БД в виде набора SQL-инструкций, компилируется лишь однажды и хранится на сервере), непосредственное выполнение запросов, обработка транзакций, а также само хранение файлов с данными и управление ими – реализуется на мощном сервере. Это снижает требования к клиентскому узлу, но не устраняет необходимость передачи большого объема данных по сети. Клиент становится тоньше по сравнению с файл-серверной моделью, но это все еще «толстый клиент».

  • трехзвенная — устраняет недостатки двухзвенной архитектуры, располагая каждый из слоев на отдельном узле. Теперь на клиенте находится только пользовательский интерфейс со средствами вывода данных и ввода команд. По сути, клиент превращается в терминал и называется «тонкий клиент». За выполнение вычислений и формирование запросов к СУБД отвечает сервер приложений, а слой доступа к данным в виде СУБД и БД находится на отдельном сервере данных. Таким образом, трехзвенная архитектура устраняет почти все недостатки файл-серверной и клиент-серверной на 2-х звеньях ценой увеличения расходов на администрирование и разработку серверных частей.

Типы клиент-серверной архитектуры

Если все функциональные возможности ИС реализованы в виде одного, а не нескольких серверных компонентов, и поддержаны единой базой данных, это соответствует монолитной архитектуре. Если же весь набор функциональных возможностей ИС представлен не одним, а несколькими backend’ами, которые взаимодействуют между собой и каждый из них имеет свою ограниченную по контексту область действия, такая архитектура называется микросервисной. Именно по такому принципу реализуется большинство современных ИС.

Источник:

PreviousПроектированиеNextМонолит

Last updated 1 year ago

Was this helpful?

📍
https://babok-school.ru/blogs/is-architecture-basics-for-junior-analysts/